< Yandex.Metrika counter> < /Yandex.Metrika counter>
Добавил PENSIONEER, 12.11.16 Просмотров:72
Секреты прошлого / Le pass (2013)  

  • Дата выхода: 2013
  • Страна: Франция, Италия, Иран
  • Жанр: драма, детектив
  • Продолжительность: 130 мин. / 02:10
  • Возраст зрителям, достигшим 16 лет
  • Рейтинг Кинопоиск: 6.651
  • Информация взята с: КИНОПОИСК
Секреты прошлого / Le pass (2013)
  • Описание
  • Рецензии
  • Актеры
  • Кадры
  • Постеры
  • HDGO
  • MoonWalk
  • Ахмад и его французская жена четыре года живут врозь. По просьбе Мари герой приезжает в Париж из Тегерана, чтобы уладить формальности, связанные с их разводом. Во время своего короткого визита Ахмад наблюдает постоянные ссоры жены и ее дочери от другого брака по имени Люси. Его попытка уладить их отношения открывает секрет из прошлого...
  • Мужья уходят, дети остаются
    *******************************************************
    Самым ненавистным пред Аллахом из числа разрешённых является развод. Пророк Мухаммед Прошлое хождение за три моря было более чем успешным, осыпав, словно из рога изобилия, Асгара Фархади всевозможными наградами высшей пробы. Иранское правительство сперва заявило о победе над сионистами на культурном фронте, а затем запретило чествование лауреата Канн и 'Оскара'. Стоит ли удивляться тому, что свой новый фильм Фархади снял уже в Европе и два года спустя его 'Прошлое' вновь не осталось без внимания Каннского жюри, отметившего фильм двумя призами, но фестивальная гонка 'Большого шлема' ещё не завершена. Сценарий, написанный увенчанным лаврами иранцем в соавторстве с Массумехом Лахиджи, вновь повествует о разводе, но это не сиквел. Здесь события происходят в современной Франции - стране с новым лицом, изменившимся благодаря притоку мигрантов из бывших колоний (и не только). В центре внимания классический треугольник: де-факто, четыре года как бывший муж - иранец Ахмад; де-юре, его жена Мари Бриссон - симпатичная аптекарша, ныне француженка, рождённая в одной из стран Магриба и новый кандидат в мужья, а пока сожитель и владелец химчистки - араб Самир. В ходе повествования треугольник обрастает новыми углами в виде детей от разных отцов (это 3-й развод Мари), а затем возникает незримый образ жены Самира, лежащей в коме после попытки самоубийства. В эпицентр такой сложной фигуры, сразу же по прилёту из Тегерана, попадает Ахмад. Он мог бы остаться дома. но Мари попросила его о личном участии в процессе расторжения брака. Она обещала, но не забронировала гостиничный номер Ахмаду, и ему поневоле пришлось ютиться в тесном доме Мари несколько дней: в компании с ней, её другом и теперь уже чужими детьми. В чём причина такой забывчивости? Она хотела, чтобы он поговорил со своей, пока ещё, падчерицей Люси, используя её доверительное отношение к нему, но только ли это? Возможно, эмоциональная связь ещё сохранилась и она рассчитывала на последний шанс, а может просто хотела продемонстрировать свою востребованность у лиц противоположного пола, дескать - всё у неё отлично, но Оскар Уайльд говорил по этому поводу: 'Если мужчина когда-то любил женщину, он всё сделает для неё. Кроме только одного: продолжать любить её'. Ахмад готов помочь, в меру своих возможностей пытаясь пробиться сквозь главную проблему. Разговаривая на одном языке, люди не слышат и не понимают друг друга из-за череды недомолвок, а то и просто стены молчания. Обычные слова правды приходится добывать по крупицам и это отчасти помогает распутывать клубок противоречий. Картина получилась очень европейской, нет, даже французской, и в чём-то похожей на новый фильм Франсуа Озона. Здесь также напрочь отсутствует моралите, поскольку рассказ идёт о жизни обычных людей, как она есть, со всей её абсурдностью, преподносящей порой такие повороты судьбы и необъяснимые рационально поступки, что их проще позаимствовать у жизни, чем выдумать. Фархади в своём фильме не даёт ответов на вопросы, а задаёт их. Он утверждает, что просто не знает ответов. В этом не только определённый концепт, но и своя философия. Асгар Фархади говорил в одном из интервью: 'Если вы даёте ответ зрителю, то фильм заканчивается в кинотеатре, но когда вы задаёте ему вопросы, то он на самом деле начинается после того, как люди его посмотрят. Ваш фильм будет продолжаться внутри зрителя. Важно задуматься самим и дать возможность зрителю подумать'. В осуществление этого автору помог замечательный актёрский состав. Экспрессивную невротичку Мари сыграла, известная по 'Артисту', Беренис Бежо. Проблема её героини, у которой не складываются долгие и прочные семейные союзы, вовсе не в мужчинах, лишь в ней самой. Актрису отличает прекрасное чувство юмора, позволяющее ей говорить о себе с самоиронией. 'Для того, чтобы сниматься в хорошем кино, я сплю с режиссёром'- говорила она, имея ввиду своего мужа и отца их детей. Роль Ахмада весьма интеллигентно сыграна Али Мосаффой. Нервные срывы героя в прошлом, сейчас в его душе мир и покой, и, в ближайшей перспективе, он не готов расстаться со свободой. Тахар Рахим исполнил роль Самира - человека, стоящего перед сложным выбором. Его душевные переживания переданы весьма точно. Все персонажи хотят шагнуть в будущее, но прошлое довлеет тяжким грузом. Нельзя не упомянуть детей, сыгравших безупречно точно. Их персонажам сложнее всего. 'Как семью не дели, в остатке всё равно остаётся ребёнок'. Пожалуй, главное, что привлекает в картинах Фархади, - его мир многополярен и не сводится к противостоянию добра и зла, хотя они и присутствуют в его картинах, но разделены между всеми персонажами. Он не делит их на хороших и плохих - чёрное и белое, предпочитая все цвета и их множественные оттенки. Зачастую мы судим о том или ином человеке и мотивации его поступков поверхностно, а потому неверно, поскольку основываемся на недостаточной информации. В картине не произносится, но явственно ощущается призыв к диалогу с необходимостью слышать вопросы друг друга. И думать, думать, думать, как завещал пока ещё не великий, но оттого не менее замечательный Асгар Фархади.
    *******************************************************
    Снова о разводе
    *******************************************************
    «Восток есть Восток, Запад есть Запад, и вместе им не сойтись» - пожалуй, именно этой лаконичной и художественно оформленной идиомой, высказанной больше 100 лет назад, Редьярд Киплинг вынес приговор всем тем, кто говорил о возможности нахождения диалога между этими двумя противоположностями. Тем не менее, немало художников, как истинных, так и мнимых, пытались оспорить этот тезис, всячески показывая свое видение совместного синтеза западного практицизма и восточной мудрости во многих сферах искусства; кинематограф также не избежал этого, периодически становясь полигоном для подобных экспериментов. Иранский режиссер Асгар Фархади, снявший получившие широкую известность ленты «История Элли» и «Развод Надира и Симин», чей триумф опять заставил говорить об иранском кино как о настоящем явлении, чуть забытом после успешных работ Мохсена Махмальбафа и Аббаса Киаростами, в своей новой работе решил не отходить далеко от успешной тематики, но попытаться снять ее в синтезе традиций иранского кино и художественной специфики европейского арт-хауса. Главный герой ленты Ахмад, гражданин Ирана, проживший несколько лет во Франции, покидает родину и преодолевает не одну тысячу километров ради одного формального момента – подписания соглашения о разводе со своей женой-француженкой Мари. При том, что бывшие супруги принадлежат к совершенно разным культурам, четко прослеживается одна черта, в какой-то момент их объединившая – постоянное смятение, поиск чего-то нового для получения элементарного удовлетворения от ощущения жизни, которое постоянно рядом, но, подобно бабочке, исчезает в самый последний момент. Ахмад, достаточно корректный и тонко чувствующий человек, чья эмоциональная сфера знала не один внутренний слом, бесконечно благодарен Мари за ту любовь, которой она его наградила в момент одного из таких кризисов. Однако, счастье оказалось мимолетным, и Ахмад, пытаясь бороться с вновь наступающим кризисом, предпочитает просто убежать. Его поездка – это попытка отблагодарить свою бывшую жену, пусть даже и таким образом, подписав формальные бумаги о предоставлении «юридической свободы». Мари, для которой Ахмад был третьим мужем, сама живет на грани внутреннего слома, для которой лишь новый роман – это способ спастись, сберечь свою личность от окончательного разрушения. Для нее Ахмад остался где-то там, в далеком прошлом, а чтобы не сломаться вновь, она влюбляется в Самира, арабского иммигранта, владеющего прачечной и воспитывающего маленького сына. Ахмаду кажется странным то огромное отчуждение, которое образовалось между Мари и ее старшей дочерью Люси, этот нерушимый барьер взаимонепонимания, разъединивший родных друг другу людей. Однако, Самир, поначалу угловатый и молчаливый, начинает раскрываться с иной стороны, открывая Ахмаду связь со своим прошлым – до сих пор находящейся в коме первой женой, чья попытка самоубийства окутана ореолом весьма странных обстоятельств. Что сразу бросается в глаза, это нескончаемые попытки вплести в канву сюжета о семейных отношениях, снятых в добрых традициях иранского кино, элементы европейского кино, которые подчас смотрятся удачно, а порой кажутся слишком искусственными и неестественными. Постоянная отчужденность главных героев, детективный сюжет, постепенно исчезающий из повествования, кажутся созданными под явным влиянием лент Антониони; элемент случайной ошибки и последующего раскаяния почти напрямую цитирует «Искупление» Джо Райта, а уж социальная атмосфера безысходности воскрешает в памяти ссылки на последние работы Одияра, вроде «Ржавчины и кости». Конечно, главным просчетом является заявленная концовка: удивительно поэтичная и превосходно снятая, она дает неплохие авансы на дальнейший глубинный анализ, но обрывается в самый неожиданный момент. Кажется, что Фархади, слишком увлекшись темой семейных разборок, слишком поздно решил раскрыть истинную суть ленты, сделав лишь серьезный намек, за которым далее ничего не следует. Тем не менее, несмотря на некоторую вторичность и сценарные недостатки, этот фильм точно нельзя отнести к художественным провалам. Триумф ленты на Каннском фестивале вполне заслужен и авансом дает возможность режиссеру учесть все предыдущие ошибки, дабы в следующем фильме их не допускать; а если уж говорить о созданных образах главных героев, трио Бежо-Рахим-Мосаффа играет почти на пределе возможностей, заставляя зрителя вновь и вновь восхищаться этой прекрасной работой. «Восток есть Восток, Запад есть Запад, им не сойдись», но попробовать всегда можно. Эту попытку можно считать получившейся.
    *******************************************************
    Кривые зеркала
    *******************************************************
    Хорошее дело браком не назовут, но в разводе приятного ещё меньше. Ахмад прибывает из Ирана во Францию – перевести из состояния де-факто в состояние де-юре свой разрыв с Мари. По дороге ломается чемодан, герои психологически ломают друг друга, и вообще всё в этой европейской жизни сломано и наспех приклеено, чтобы создать видимость семейной близости, которой давно нет. Семья Мари – это кораблик без руля и здание без скреп, возможно, потому она правдами и неправдами везёт Ахмада к себе – чтобы тот разрулил зашедшие в тупик отношения с дочерью Люси и, возможно, придал направление её отношениям с новым будущим мужем Самиром. Всё, конечно, устаканится, но избавления не будет: тайны прошлого тянут за собой груз проблем, решать которые уже слишком поздно. Этот фильм просто обречён на сравнение с предыдущей картиной Асгара Фархади, чей «Развод Надера и Симин» Европе запомнился и даже полюбился. В какой-то мере «Прошлое» символизирует успешный «брак» режиссёра с европейским кинематографом, хотя обе картины бессовестно разводят зрителя, не давая прямых ответов на сложные вопросы. Отчасти потому, что ответов на них не существует (семейные дрязги – запутанная паутина слов сказанных и не сказанных – способна задушить любого), отчасти из-за желания многозначительно слукавить на распаханной до горизонта сценарной ниве; ведь ничего так не греет самолюбие автора, как размышляющий над поливариантностью его сюжетов зритель. Однако солнечный, тёплый по цветовой гамме «Развод» куда уютнее: там есть искренняя любовь отца и дочери, сына и престарелого отца, там восточная щедрость эмоций и пряность традиций; да, к тому же, красивым жестом открытый финал, который на самом деле и не нужен, ведь неважно, с кем останется девочка, важно, что ей в любом случае будет плохо – семья не должна делиться на половинки, на то она и семья, чтобы быть цельной. «Секреты прошлого» приводят туда, куда так стремилась Симин – в Европу, серую, пасмурную, холодную Европу, где само понятие семьи потеряло своё исконное значение, а люди – душевную связь между собой; где нет тепла из-за разрозненности мнений (а какое тепло между лебедем, раком и щукой?), где нет и любви, потому что в склоках, обидах, недомолвках и тайнах любовь теряется как исчезающий амурский тигр в дальневосточной тайге. Зато снова есть открытый финал, настолько открытый, что из него дует: неопределённость сворачивается космической восьмёркой, а Фархади как слабак отходит в сторону, потому что распутать тщательно запутанный им клубок уже нельзя – и прошлое висит над головой набухшей грозовой тучей, и будущее не сулит ничего хорошего. Что действительно роднит картины – так это упрятанный в сюжете детективный элемент. В «Секретах» это даже не секрет, а неосознанное преступление, реальное, с тяжёлыми последствиями. Но чтобы приблизиться к разгадке, приходится пробираться через долгие пронзительные сцены выяснений обстоятельств, через такой многоугольник отношений, в котором вся психология вслед за геометрией становится неевклидовой. Кино напоминает латиноамериканский сериал не только количеством персонажей, но постоянным дежавю диалогов: один и тот же эпизод рассказывается бесконечно, чтобы на каждом этапе обрести всё новые подробности. Это как игра в «Контакт», когда по намёкам и постепенно раскрывающимся деталям нужно угадать слово и наладить-таки контакт между собой. И лишь к финалу становится ясно, что случилось с первой женой Самира, почему она пыталась покончить с собой, кто виноват и что сделал. Вот тут, к слову, и закавыка: виновны в разной степени все взрослые, хотя разобраться пытается только незаинтересованный Ахмад. Именно ему выпало успокаивать угнетённую чувством вины Люси, именно он достучится до истеричной Мари и заставит показать характер чужого, несимпатичного ему Самира. Ахмад – этакий якорь в этом бурном море, благодаря которому пассажиры тонущей семейной лодки всё-таки увидели берег, научились говорить и слышать, понимать и быть понятыми. Наверно, главный герой является отражением самого Фархади, который видит в европейском варианте семьи неправильность, произрастающую из тотального отсутствия коммуникации и полного нежелания её искать. Корневой проблемой общества становятся эгоцентризм и нечуткость, порождающие недосказанность, которая, в свою очередь, даёт искажённую картину реальности, искажённые отношения, искажённые чувства. Искажённых в кривом зеркале полуправды людей. Однако посыл, как водится, географией не ограничен. Своей фильмографией Фархади едва ли не кричит о распаде семейных связей в любом обществе, хоть восточном, хоть европейском, Ведь семья как ячейка этого самого общества является и его основой – без неё мы превратимся в человечество одиноких и несчастных особей, разобщённых, говорящих на непонятном окружающем языке. Вавилон наших дней – тема благодатная, но, к слову, грандиозных открытий кино не делает, ограничиваясь качественным раскрытием психологии персонажей (играют актёры блестяще, даже - и особенно - дети) и манипуляциями с сюжетной канвой. Если следовать той же проторённой дорожке, то однажды режиссёр дойдёт до развода африканки с японцем на фоне деградации института семьи каких-нибудь новозеландцев, однако надо надеяться, что он свернёт куда-нибудь ещё. Потому что Фархади наверняка не хотел создать образ брака как удушающей, затягивающей, беспросветной трясины, в которой задыхаются и гибнут все и вся – а с «Секретами прошлого» что-то такое и вышло. Мораль? Не лги и не скрывай правду. Верь, бойся и проси. Банальные, как всегда, истины.
  • Беренис Бежо, Али Мосаффа, Тахар Рахим, Полин Бурле, Элиэ Аги, Джинн Джестин, Сабрина Уазани, Бабак Карими, Валерия Кавалли, Александра Клебанска
  • Секреты прошлого / Le pass (2013)Секреты прошлого / Le pass (2013)Секреты прошлого / Le pass (2013)
  • Секреты прошлого / Le pass (2013)Секреты прошлого / Le pass (2013)Секреты прошлого / Le pass (2013)
Если Вы обнаружили фильм в плохом качестве, пожалуйста оставьте комментарий, или напишите администратору и мы, постараемся поменять качество!

Рекомендуем к просмотру:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: