< /Yandex.Metrika counter>
Добавил PENSIONEER, 14.12.16 Просмотров:94
Дама Пик (2016)  

  • Дата выхода: 2016
  • Страна: Россия
  • Жанр: триллер
  • Продолжительность: 120 мин. / 02:00
  • Возраст
  • Рейтинг Кинопоиск: 6.312
  • Информация взята с: КИНОПОИСК
Дама Пик (2016)
  • Описание
  • Рецензии
  • Актеры
  • Кадры
  • Постеры
  • HDGO
  • MoonWalk
  • Оперная дива Софья Майер после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актеры постановки проснутся знаменитыми. О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей, и «Пиковая дама» для него шанс достичь желаемого. Он готов на всё, чтобы получить роль Германна, и об этом догадывается Софья, оставившая для себя роль Графини. Оперная дива начинает жестокую игру, в которую будут вовлечены все участники спектакля.
  • Всё на кон
    *******************************************************
    Новый мистический триллер Павла Лунгина «Дама пик» - сюрреалистичная трагикомедия об одержимости. Содержащая сюжет в сюжете драма снята по мотивам всемирно известной оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», которая в свою очередь написана по одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина. Оперная дива София Майер (Ксения Раппопорт) после долгих лет эмиграции триумфально возвращается в Россию с намерением поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене театра, где она когда-то дебютировала. Да вот только «прогнило что-то в Датском королевстве». К багажу из собственных восковых фигур роковой красотки добавляются призраки прошлого и демоны настоящего. Несчастная племянница Лиза (Мария Курденевич) в первую минуту встречи с гениальной тёткой заявляет той о своей жгучей ненависти. Выбранный Софией для партии Германа немолодой уже худрук Всеволод Головин (Владимир Симонов) обвиняет её в том, что она превращает оперу в балаган и китч. А ещё объявляется молодой человек Лизы, талантливый певец Андрей (Иван Янковский) с нелепой историей обретения голоса, одержимостью персоной Майер и безумным желанием стать Германом. Да и сама оперная дива далеко не безгрешна. Экстравагантная Майер за своей гениальностью скрывает алчную азартную натуру, беспринципную бестию, плетущую интриги и ломающую людей. «Она меня подавляет и восхищает», - так говорит о ней владелец подпольного казино, то ли брат, то ли друг, то ли бывший любовник певицы, этакий Мефистофель Олег (Игорь Миркурбанов). Все герои «Дамы пик» - жертвы чего-то. Лиза никак не может оправиться от трагедии, случившейся с её матерью по вине вероломной Софии Майер. Андрей, ещё в детстве сотворивший себе кумира, будто продал душу прекрасной дьяволице. И теперь, одержимый безумной страстью, он готов поставить на кон свою жизнь. Прогнившая же душа Майер, гениальности и таланту которой рукоплещет весь мир, нуждается лишь в простой человеческой любви. Но в очередной раз попадая в круговорот разрушающих страстей, по привычке губит в своей извращённой манере светлое чувство. Лунгин намеренно представляет героев фильма в фантастических, даже несколько гротескных мизансценах. Зритель будто попадает в Зазеркалье, в искажённый мир некой параллельной реальности, воплощённый в декорациях оперной сцены, подпольного казино и огромного загородного особняка с бассейном. В конце концов грань между явью и выдумкой стирается окончательно, и уже невозможно понять, где правда, а где - игра. Вместе с этим возрастает и накал страстей, увеличивается саспенс, кульминирующий во время премьеры злополучной «Дамы пик». Для Лунгина сценографией представленных в фильме кусочков оперы занималась молодая и талантливая театральная художница Мария Трегубова. Её уникальное видение наполнило постановку этакой лунной эстетикой, которая подчёркивает заданную режиссёром фантастичность происходящего и вытитровывает безумную одержимость главного героя. При этом опера здесь становится живой и интересной вопреки обывательскому представлению об этом виде искусства как о скучном, косном и непонятном. Сюжет «Дамы пик», аллюзирующий к мистической повести Пушкина, оде любви Чайковского, размышлениям о «тварях дрожащих» и «властелинах» Достоевского и венчаемый заповедью «не сотвори себе кумира», вкупе с блистательными актёрскими работами Ксении Раппопорт и Ивана Янковского и сюрреалистичностью визуального ряда создают любопытную неоготическую сказку с интересным и небанальным замыслом, которую нецелесообразно сравнивать с «Чёрным лебедем», как бы кому того ни хотелось.
    *******************************************************
    Жизнь и страсть
    *******************************************************
    Второй раз в жизни пишу отзыв на фильм. А почему? Потому что третий день после просмотра не могу его отпустить. И скажу коротко и сразу главное: в этом фильме есть жизнь и есть страсть. Именно этого не хватает нашему вялому, апатичному, а точнее астеничному постсоветскому искусству, которое (по словам Чехова о русском человеке) 'любит вспоминать, но не любит жить'. 'Дама Пик' - конечно, никакой не триллер, а настоящая греческая трагедия, только герой сходит с ума не на греческой, и даже не на датской, а вполне себе на русской почве. Другой парадокс: шикарная театральная постановка 'Пиковой дамы' Чайковского, с ее мощной выразительной сценографией, сюжетно откликающаяся на события фильма, - кажется не менее реальной, чем жизнь героев и зрителей. Надеюсь, она обретет самостоятельную судьбу. У лучших советских фильмов был этот месседж (посыл, пафос) - любить до смерти. И не так важно, что - идею, родину, человека, завиральную мысль, низкую страсть. Тот цветаевский 'жар в грудной ямке', оттого что у куклы глаза - 'страстные'. ('А потом стреляются - что кукла не страстная! Все поэты, и Пушкин - первый'.) И эта страстность делает произведение искусства общечеловеческим. Нет уже здесь ни эллина, ни датчанина, ни русского. Нет античности, золотого века, упадка империи. Эти чувства и эта энергия - вне времени и места. Грандиозная постановка и необыкновенная работа режиссера и актеров! PS. Ну а чтобы вернуться с небес на землю, немножко критики под занавес. Финальные кадры показались не так сильны, как могли бы быть. Национальная песня в ночном урбанистическом пейзаже потерялась, была невыразительна. Она бы звучала сильнее (тоскливей, или с надеждой, или с гневом - неважно), будь поддержана визуальным 'природным' откликом (этот мотив мог возникнуть и раньше, как кадры падения под лед).
    *******************************************************
    Страсть как лейтмотив.
    *******************************************************
    Прежде чем говорить непосредственно о фильме, хочется оговорить три пункта, собственно, предшествовавшие самому походу в кино и формировали первоначальное впечатление о постановке. 1. Хорошей экранизации классики не было уже очень давно. В 21 веке, пожалуй, не было еще ни одной, которая заслуживала бы хоть сколько-нибудь серьезной оценки. Касается это как недорогих фильмов молодых режиссеров, так и мастеров, съевших не одну собаку, в том числе и на поприще экранизации. Например, Бортко и Хотиненко. Однако в чем несомненный плюс даже слабых экранизаций классики - увеличение популярности первоисточника, то есть литературного произведения. Кино, как более доступное искусство для молодежи, оказывает в данном случае огромную услугу своему старшему товарищу - литературе. И уже хотя бы поэтому стоит ценить то, что кто-то берется за экранизацию классики. 2. Павел Лунгин - режиссер, близкий к тому, чтобы стать живым классиком отечественного кино. Не уровня Тарковского, Данелия, Шукшина и иже с ними. Даже не уровня Кончаловского и Сокурова. Ниже. Но все-таки - классиком. Где-то не хватает таланта и глубины, но идейные и духовные ориентиры его верны, хороши, уважаемы. А тут еще и Ксения Раппопорт в главной роли. Ксения Раппопорт - этим все сказано. 3. Метаповествование (или metafiction, что звучит чуть вернее) - это всегда крайне интересно и захватывающе. Прием, заслуживающий большого уважения, большого интереса, но и требующий от создателя соответствующих усилий, глубины мышления. К тому же в данном случае метаповествование еще более 'мета' - театр в кино. Страсть - лейтмотив всего фильма. Все персонажи одержимы страстью. И эта страсть совершенно болезненна. Думается, что источником ее является скука или же пресность жизни. И вряд ли такое изображение стоит ставить в заслугу Павлу Лунгину. Глобальной проблемой нашего кино становится(а, впрочем, уже стало) отсутствие на экране настоящих людей. Нормальных, если хотите. Нас с Вами. От режиссера Лунгина стоило бы ждать этих самых настоящих людей, которые бы жили, страдали, переживали, менялись. Но... София Майер. Гениальная певица, знаменитая на весь мир. Властная, взбалмошная, уверенная, надменная, расчетливая, развращенная, сумасшедшая. Что ею руководит? Страсть. К деньгам, сексу, театру, пению, славе, острым ощущениям. Безусловно, сильный персонаж, сильно исполненный сильной актрисой. Но история ее выглядит брошенной на полдороги и должного развития не получает. Ее племянница. Тоже одержима страстью. К - парадокс - апатии. Андрея она то ли любит, то ли нет - совершенно не понятно. Софию она вроде ненавидит, но, в таком случае, ненависть ее странна. В театре она то ли хочет, то ли не хочет играть, о чем, кстати, неоднократно говорится в фильме. Зачем она соглашается играть и петь партию Лизы, если терпеть не может Софию и не хочет быть звездой? А вдобавок - сама признается, что не может играть эту роль в этой постановке. Да кажется и не хочет. Наконец, Германн. Думается, что и смысл, и задумка состояли в том, чтобы показать, как актер Андрей постепенно становится одержимым, сходит с ума, все больше отождествляя себя с персонажем Германна. И сколь талантливая мысль - показать постепенно нарастающую паранойю и одержимость, превращение Андрея в Германна, принятие на себя его жизни и судьбы, и огромное падение-выход из этого персонажа с одновременным крахом актера, певца и человека Андрея. Мощно! Вместо этого - мы видим уже сошедшего с ума Андрея, превращение которого происходит не ментально, не характером, не внутренне, а лишь по воле и слову сценариста. Не говоря уже о грубом лице актера Янковского, отпускающего наивные и высокопарные фразы, манерно кривя рот, что вкупе дает именно такую реакцию, какую демонстрирует Майер/Раппопорт - истерический смех. По иронии судьбы, думается, что Великий Дед Ивана Янковского справился бы с ролью просто изумительно, а слабости сценарии скрасились бы природным очарованием и харизмой актера. В результате, выходит довольно манерное притягивание за уши литературного произведения к сюжету фильма. Персонажи не живые - деланные. Связи с произведением Пушкина - нет. Как следствие - мы получаем очередной фильм-историю, коих множество, кои ровно на один раз. Ведь что заставляет пересматривать фильм? Вовсе не сюжет - его мы запоминаем с первого раза, повторять его не нужно. Исключительно игра актеров - совокупная работа режиссера, оператора и, собственно, актеров. Это, что называется, актерское кино. Это именно то, когда веришь, когда чувствуешь, когда понимаешь. Таковым был кинематограф СССР. Сейчас же мы снимаем лишь истории, сюжетики, с интригой, с необычной (читай - банальной и скучной) концовкой. А играть в них нечего. Два часа на экране пляшут манерные куклы, словно выбравшиеся манекены из 'гробов' Майер, чтобы устроить бал-маскарад. Гротеска, надо сказать, вообще хватает в фильме. Где-то он оправдан, в большинстве случае - нет. Совершенно нелепые мафии - русская, кавказская, азиатская. Зачем? Почему? Для чего? Еще более нелепые флэшбеки главного героя. Неоспоримо одно - фильм сделан качественно. Некоторые места - прекрасная работа операторов. Декорации театра в постановке - блеск. Два часа триллера - есть. Вместе с тем - слабый фильм, очень поверхностный.
  • Ксения Раппопорт, Иван Янковский, Мария Курденевич, Игорь Миркурбанов, Наталья Коляканова, Алексей Колган, Владимир Симонов, Дмитрий Куличков, Беник Аракелян, Евгений Зеленский
Если Вы обнаружили фильм в плохом качестве, пожалуйста оставьте комментарий, или напишите администратору и мы, постараемся поменять качество!

Рекомендуем к просмотру:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: