< Yandex.Metrika counter> < /Yandex.Metrika counter>
Добавил Varvara, 27.01.18 Просмотров:16
Легенда о Коловрате (2017)  

Легенда о Коловрате (2017)
  • Описание
  • Рецензии
  • Актеры
  • Кадры
  • Постеры
  • HDGO
  • MoonWalk
  • XIII век. Русь раздроблена и вот-вот падет на колени перед ханом Золотой Орды Батыем. Испепеляя города и заливая русские земли кровью, захватчики не встречают серьезного сопротивления, и лишь один воин бросает им вызов. Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат возглавляет отряд смельчаков, чтобы отомстить за свою любовь и за свою родину. Его отвага поразит даже Батыя, а его имя навсегда останется в памяти народа. Воин, ставший легендой. Подвиг, сохранившийся в веках.
  • Определитесь уж, братцы: либо с медведем, гуслями и балалайкой - либо лютый хардкор с металл-апокалипсисом!
    *******************************************************
    Начнем с того, что критиковать фильм за исторические несоответствия, если он позиционируется как «фэнтези» - нелепо: вроде как «камнеметы у них не той системы». Поэтому тактику боя, доспехи, вооружение - оставим разбирать специалистам. Отметим только, что в целом - не соответствует, как и два меча главного героя и способ их ношения. Для профессионального историка Средневековья просмотр таких фильмов будет хуже самой изощренной пытки.

    Идея фильма. Пафосно-патриотическое зрелище, которое должно мотивировать «любовь к отеческим гробам», «покупку УАЗа «Патриота», желание служить в армии, а также «толерантное отношение к представителям всех народностей и традиционных религий в России».

    Скажем сразу, что такие фильмы - нужны. В любимом российскими либералами США фильмы подобного жанра клепают без устали. Только вместо реального Бату-хана - орды зловредных инопланетян, которых доблестные герои фильма истребляют и выпиливают всевозможными способами. В «Коловрате» нет «расчеловечивания» образа врага. Наоборот, имеется попытка показать точку зрения кочевника. За сам настрой - зачет, за исполнение - увы только «удовлетворительно». Непобедимая Орда местами похожа на сборище гастарбайторов, а сам Бату - «скопипащеный Дарий», который перед походом на Русь долгое время оттягивался в Тайланде.

    Сценарий. У фильма официально четыре сценариста. Неофициально можно предположить, что их больше и существенную лепту в сюжет внесли продюсеры. Даже у нескольких гениальных людей единого целого не получится. Такие сценарии должен делать один человек. Да, с привлечением консультантов, с последующей работой с редактором, правками, переписываниями, когда исходный вариант меняется на 70-80%. Потом обязательно должен быть хороший диалогист. Впрочем, это общая ошибка российского кино, когда используются методы работы типа «паровоз + литературные негры» или «бригада звезд» в проектах, направленных на освоение бюджета, а не на результат.

    Из положительного - выдержаны все каноны «экспозиция-завязка-развитие-кульминация-развязка», удачный темпоритм. Задумка с «теряющим память» Коловратом не выглядит притянутой за уши - Бог знает, как там в средневековье их били по голове. Тем более она вызывает интерес и заставляет сочувствовать персонажу.

    Далее - «рояли». Предположим, что действительно Евпатию 12-13 лет, когда он сталкивается с монголами впервые. Но говорить о том, что он родился в год битвы на Калке (1223) не правильно. На дворе у нас 1237 год. Реальный прототип Евпатия родился где-то в 1200 году и к моменту битвы был уже по меркам средневековья довольно зрелым воином, еще сильным, но стоящим на пороге старости (37 лет). В средние века люди взрослели быстрее и умирали раньше. Зачем сделаны подобные оговорки? - на развитие сюжета они не влияют. Евпатий мог получить травму и от половцев.

    Сцена с пиром у Батыя и последующим побегом из центра его войска горстки смельчаков выглядит настоящим бредом. Это невозможно физически. Разве что на танке или в данном случае бронированном слоне.

    Решение хана «не преследовать» врага, нанесшего тяжкое оскорбление - кажется верхом идиотизма. Батый - хитрый и прагматичный воин, а не расслабленный и изнеженный сибарит. Любой хан за подобную оплошность моментально был бы «сожран» конкурентами.

    Боевой медведь с монахом? Ну да, нужно показать роль Церкви в сплочении народных масс против завоевателей. Вот только монголы, на тот момент достаточно веротерпимые и «толерантные», не стали бы убивать монаха. Этот персонаж великолепно был бы уместен в случае с Дмитрием Донским. Тем более есть и летописное подтверждение помощи Церкви. Медведь так же «отпущен» чернецом в самый неподходящий момент - этот поступок они, видимо, вместе с Батыем согласовали, когда тот приказывал «не преследовать» Евпатия.

    Если уж хотите пафоса и настоящего «фентези» одевайте монаха в бронированную рясу с боевым молотом. На медведя - доспехи с шипами. Тут и Голливуд не устоит. Но, видимо, бюджета уже не хватило.

    Финальная слезливо-пафосная сцена с бегством детей от монголов является вымученной. Это лишний довесок, догрузок к развязке. Задача Евпатия - повернуть врага на себя - блестяще выполнена. Геройская смерть и финальный былинный спич Батыя о том, что «такого героя я бы держал возле сердца». Этого достаточно. Спасенные дети, войско выстроенное для битвы - перебор.

    Диалоги. В целом неудачны, «треп за жизнь в коммунальной квартире», за исключением нескольких коронных фраз - сказанных и к месту, и ко времени. Герои разговаривают языком современности. Это неправильно. Для мифа, былины - нужен свой специфический диалект, понятный зрителю, но все же связанный с прошлым.

    Поединки. Индивидуальные поединки с учетом «фэнтезийности» поставлены хорошо. Местами даже очень хорошо. Заслуживает отдельного внимания операторская работа.

    Про актеров ничего говорить не буду. Они справились с задачами, все несостыковки и ляпы, кажущаяся наигранность и неестественность, обусловлены сценарием.

    Визуальный ряд - тоже достойно в рамках выделенного бюджета. Прогресс в российском кино есть.

    Музыка - подбор неудачный. Рок не самой высшей закалки. Тут нужно в случае с акцентом на «Древнюю Русь» давать соответствующие фолк-мотивы с гуслями. Либо, упирая на эпичность, монголам отводить лютый трэшак, а с русскими героями что-то типа «симфоник-пауэр-метал» с женским вокалом а-ля Тарья Турунен.

    Будем надеется, что в следующем «блокбастере» из в этой серии команда фильма получит хорошие добрые 7,5. Потенциал есть и на «геройскую» 8-ку. Если, конечно, перед созданием фильма сценарист все-таки получит образование историка. И вместо «идолопоклонничества перед Западом» на тему «300 спартанцев» использует голливудские методы, шаблоны и техники в отдельности от содержания голливудских же фильмов.

    *******************************************************
    300 рязанцев vs. Батый
    *******************************************************
    Как-то так исторически сложилось, что отечественные киноделы равняются на Голливуд и всячески стараются снимать «наши ответы» там, где они совершенно не уместны. В некоторых случаях, выходит полный провал, а в некоторых любопытный эксперимент. Легенду о Коловрате мне хочется отнести как раз ко второму варианту, не смотря на то, что с технической и идейной точки зрения это «наш ответ» Западу и снайдеровским 300 спартанцам.

    XIII век. Русь столкнулась с Золотой Ордой и ханом Батыем (Александр Цой) во главе её. Чудовищная военная машина разоряет города, убивает и забирает в рабство жителей русских земель и мало кому хватает мужества выступить против завоевателей. Главным героем картины выступает Евпатий Коловрат (Илья Малаков), доблестный десятник рязанского князя Юрия (Алексей Серебряков), тренирующий княжескую дружину и с детства страдающий от частичных провалов в памяти. После того, как Орда приблизилась к Рязани, князь назначает Коловрата ответственным за мирные переговоры с ханом, но Батый не настроен разговаривать и начинает осаду Рязани. И Коловрат оказывается в числе немногих защитников русского народа, не побоявшихся дать отпор татаро-монголам.

    Даже общая канва истории сильно перекликается с 300 спартанцами, только вместо боевых греков и коварных персов - славяне и татаро-монголы. Хан Батый в подании Александра Цоя так же напоминает Ксеркса своей тягой к украшениям и богатым одеждам, зато вот Евпатий Коловрат достаточно самобытен и не пытается быть батлеровским Леонидом. Скорее это тот самый русский воин, что и один в поле заменит отряд.

    Вообще, фильм очень патриотичен и красив, что опять же отсылает к визуальному ряду 300 спартанцев. Преимущественно снятое на хромакее кино обычно отталкивает зрителя своей искусственностью, но здесь рисованные фоны изумительны и играют на руку истории. Спецэффекты запросто сравнятся со многими голливудскими блокбастерами, что в совокупности с грамотной работой оператора создает настоящее эстетическое удовольствие для глаз.

    В техническом плане у Легенды о Коловрате почти нет проблем. Помимо визуала, здесь потрясающий саундтрек Сержа Танкяна из System of a Down, который просто пробирает до мурашек своей эпчиностью и рок-мотивами. Радует работа костюмеров, создавших для рязанцев и воинов Орды весьма детализированные и яркие наряды, которые может и не сильно соответствуют действительности, но смотрятся в кадре отлично.

    Многие ругают сюжет за вторичность и пренебрежение реальным историческим фактам, но стоит сразу принять, что картина не позиционирует себя как историческая или документальная. Здесь яркими фонтанчиками брызжет кровь, и бегают медведи размером с небольшой фургон, а речную воду можно отравить как в простом водопроводе. Если принять все фантастически допущения истории, то от фильма можно получить массу удовольствия, а финал, как мне кажется, вызовет бурю эмоций даже у самого бесчувственного человека.

    Я однозначно рекомендую оценить Легенду о Коловрате в кино и не относиться к ней слишком строго. В конце концов, 300 спартанцев тоже лишь зарисовка по мотивам, нежели исторический фильм.

    *******************************************************
    300 рязанцев vs. Батый
    *******************************************************
    «Легенда о Коловрате» - первая отечественная картина, практически полностью снятая с помощью «хромакея» (то есть, на «зелёном фоне»). Применение этой технологии с одной стороны приводит к значительной экономии бюджета, так как «компьютерная графика» ныне обходится дешевле, чем производство масштабных декораций, набор, организация и облачение в аутентичные костюмы многочисленной «массовки». Но с другой стороны, «хромакей» привносит в производственный процесс и значительные трудности. С первого раза в полной мере преодолеть их создателям «Легенды о Коловрате» не удалось. Во-первых, рисованный фон и актёры не смотрятся вместе столь же органично, как в голливудских фильмах, и первые несколько минут это бросалось в глаза, но постепенно вызвало привыкание. Во-вторых, даже самым маститым актёрам очень непросто играть свою роль на фоне «зелёного экрана», не понимая в полной мере, что их в каждый момент окружает. Отечественные актёры практически не имеют такого опыта, и в фильме это заметно. Некоторые из них справились с работой более уверенно, но в целом уровень игры невысок.

    Создатели фильма максимально обезопасили своё творение от критики со стороны знатоков истории, указав в графе жанр «фэнтези» и вынеся слово «Легенда» в заглавие, поэтому выискивать исторические неточности и визуальные несоответствия эпохе нужды нет. Зато можно указать, что понравилось. Во-первых, при создании образа Батыя художники (в отличие от многих рецензентов) хотя бы заглянули в гугл. Дошедшие до нас средневековые изображения Бату-хана можно пересчитать по пальцам, и создатели образа явно вдохновлялись самым известным из них - китайским рисунком 14 века (его вы легко можете увидеть в интернете, хотя бы в той же википедии). На этой картинке Батый действительно выглядит достаточно утончённым молодым человеком, не избегающим роскоши, что и не удивительно, так как первым деянием будущей монгольской империи на международной арене стало завоевание северного Китая, а у ребят оттуда есть поговорка: «Каждый, кто завоюет Китай, станет китайцем». Слишком трудно было противиться культурному превосходству самой развитой восточной державы того времени. Кроме того, отец Батыя получил от Чингисхана себе во владение Хорезм, так что значительную часть юности будущий антагонист «Легенды», вероятно, провёл в богатейшей провинции, некогда процветавшей на Великом Шёлковом пути.

    Понравилось доминирование синих тонов при изображении Орды. Синий - цвет Неба, цвет Тенгри - верховного божества в пантеоне доминирующей части кочевников. Хорошее решение.

    У некоторых зрителей вызвал вопросы образ самого Коловрата. Они ожидали увидеть в роли Евпатия более «основательного» и сурового бородатого мужика-богатыря, но, учитывая, что семейного фотоальбома витязя не сохранилось (да и вообще не исключено, что он является собирательным образом), создатели имели полное право воплотить тот вариант, который сами посчитали нужным. Этот фильм (как и примерно 90% всего выходящего на экраны) ориентирован преимущественно на молодежную аудиторию, а ей такой выбор ближе. Одна из версий, разъясняющих возникновение прозвища «Коловрат», предполагает, что герой одинаково хорошо мог владеть оружием обеими руками, что мы и видим в фильме. При такой расшифровке Евпатий, действительно должен быть ловким и обладать быстрыми рефлексами, а не массой «увальня». В интернете можно встретить и ещё одно прозвище Евпатия - Неистовый. Из какого оригинального источника оно почерпнуто, я не нашёл, но, вероятно, именно на него ссылались сценаристы, когда наделяли своего персонажа «утренним помешательством».

    Перед просмотром кино я опасался увидеть масштабное копирование фильма «300 спартанцев», но этого не произошло. Стилистика фильма абсолютно другая: американский фильм - брутальный и мрачный «комикс», наше же кино показывает «пряничную» Русь с новогодних открыток. Хотя отдельные «реверансы» можно найти: например, в заключительной сцене фильма, перенёсшей нас на несколько лет вперёд.

    Переходя к оценке, предварительно хочу сказать, что любой фильм - это не просто арифметическая сумма декораций, актёрского мастерства и закрученности сюжета. В первую очередь, фильм должен вызвать у зрителя желание его посмотреть, и первичным для этого будет не грамотный маркетинг и яркий трейлер, а выбранная тема кино. Многочисленные «хромакеевские» фильмы типа «Тора», «Чудо-женщины» и иже с ними, не смотря на своё технологическое преимущество и опыт актёров в подобного рода работе, не вызвали у меня желания их смотреть, а «Евпатий Коловрат» побудил сходить в кинотеатр, так что правильный (подходящий для меня) выбор предмета вполне справедливо влияет и на оценку.
  • Илья Малаков, Александр Цой, Александр Ильин мл., Юлия Хлынина, Тимофей Трибунцев, Алексей Серебряков, Игорь Савочкин, Полина Чернышова, Илья Антоненко, Георгий Пицхелаури
Если Вы обнаружили фильм в плохом качестве, пожалуйста оставьте комментарий, или напишите администратору и мы, постараемся поменять качество!

Рекомендуем к просмотру:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: